Изменения в маркировке БАДов: сроки, требования, штрафы — Диадок
8 (800) 301 22 50
Ваш город: Дублин
Подключиться
Получить расчет
Блог

Маркировка БАДов: сроки, требования, штрафы

Начиная с 1 мая 2024 года, вступает в силу новый этап в маркировке биологически активных добавок (БАДов) — обязательная передача информации в систему маркировки с помощью оператора электронного документооборота (ЭДО). Это означает, что все участники цепочки поставок должны будут взаимодействовать через электронные универсальные передаточные документы (УПД) при осуществлении приемки и отгрузки товаров. В данной статье мы рассмотрим, как производителям, импортерам, оптовым и розничным компаниям лучше подготовиться к предстоящим изменениям.

Когда стартовала маркировка БАДов

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №886, с 1 октября 2023 года обязательной стала процедура маркировки биологически активных добавок (БАДов). С начала указанной даты производители и импортеры обязаны заказывать специальные коды, печатать и наносить соответствующие этикетки на продукцию, а затем докладывать о выполнении процедуры маркировки и вводить товары в оборот. Эти операции необходимо проводить в рамках государственной системы мониторинга под названием «Честный знак» или с привлечением сервисов третьих сторон, например, «Контур. Маркировки».

Для чего вводится маркировка БАДов?

Маркировка товаров позволяет государству эффективно бороться с контрафактом и выявлять незаконные организации. Она стала обязательной не только для биологически активных добавок, но и для других групп товаров, включая товары легкой промышленности и обувь. Постепенно все участники цепочки оборота потребительских товаров должны будут подключиться к процедуре маркировки.

Для осуществления маркировки своей продукции производителям и импортерам нужно заказать у «Честного знака» специальные коды маркировки в формате Data Matrix для каждого товара. После нанесения этикеток коды должны быть считаны сканером или мобильным приложением, чтобы конечный потребитель мог проверить информацию о месте и дате производства продукции.

Какие изменения будут в маркировке БАДов весной 2024 года?

С начала мая 2024 года станет обязательной передача информации в систему маркировки с использованием операторов электронного документооборота. Это означает, что к процедуре маркировки будут подключаться все участники: оптовые организации, розничные магазины, аптеки и продавцы на онлайн-площадках.

Обязательная передача информации будет распространяться на всех участников цепочки снабжения. Производители, импортеры, оптовики и розничные торговцы будут обмениваться электронными Универсальными Передаточными Документами при приеме и отгрузке товаров. Это требуется делать согласно объемно-сортовому учету: в документе должны быть указаны глобальный код товара (GTIN) и количество продукции. Чтобы проще было понять процесс, мы описываем схему работы оптовой компании в рамках сервиса Диадок.

Процесс будет таким:

  1. Производитель отправляет маркированные биологически активные добавки (БАДы) оптовой организации, сопровождая продажу электронным Универсальным Передаточным Документом. В этом документе указывается количество товара и глобальный код товара GTIN, полученный из Национального каталога.
  2. Оптовая организация принимает товар и проверяет коды маркировки на читаемость с помощью 2D-сканера или ТСД. При корректности, остается сопоставить данные с теми, что указаны в документе, и подписать его электронной подписью.
  3. Для продажи этих биологически активных добавок розничному магазину необходимо создать новый электронный УПД, указать в нем количество и тот же код GTIN, а затем подписать Ключом Электронной Подписи для отправки. Важно отметить, что информация о передаче прав собственности не будет отправлена в систему Честный знак, если контрагент игнорирует УПД и не подписывает его своей электронной подписью.

Какие изменения будут в дальнейшем?

Этот описанный процесс представляет собой систему учета по объемно-сортовому принципу. Он внедрен с целью облегчить подготовку участников торгового оборота к предстоящим изменениям, а именно к переходу на учет по каждому экземпляру товара. При таком виде учета в документах Универсального Передаточного Документа требуется указывать каждый отдельный код маркировки вместо общего количества товара и GTIN. Для категории товаров «БАД» это станет обязательным с 1 сентября 2025 года.

Как подготовиться оптовикам?

Для работы с системой маркировки необходимо иметь электронную подпись. Если у вас уже есть квалифицированная электронная подпись для отправки отчетности, новую получать не потребуется. Она подойдёт для регистрации в системе маркировки и обмена Универсальными Передаточными Документами с контрагентами.

  1. Для регистрации в системе маркировки вам необходимо подать заявку, заполнить информацию о вашей компании и подписать необходимые документы.
  2. Для работы с системой маркировки вам понадобится сканирующее оборудование, например, 2D-сканер или терминал для сбора данных.
  3. Для обмена Универсальными Передаточными Документами с контрагентами по объемно-сортовому учету вы можете воспользоваться услугами оператора электронного документооборота, поддерживающего передачу данных в системе Честного знака, например, Контур.Диадок.

Если ранее не пользовались сервисами электронного документооборота, мы рекомендуем провести тестирование обмена документами до вступления в силу обязательной передачи данных. Электронный документооборот будет полезен не только для работы с маркировкой, но и в других рабочих ситуациях. Он позволит вам перенести всю работу с документами в онлайн формат.

К другим новостям